Выбор года: 2014

FKsight-and-sound-logo_size_1000 Пришло время подбить итоги ушедшего 2014 года по итогам всего того, что появлялось в рубрике «Выбор месяца». Из сформировавшегося перечня еженедельных премьер, отмеченных журналом Sight & Sound, и списка фильмов-лауреатов каждого месяца (из числа кинопремьер в Казахстане), который определял «ФК», получилась, на мой взгляд, достойная и внушительная подборка. Главными тенденциями в ней стали успех канадского кинематографа (в годовую дюжину вошло целых три работы ведущих режиссеров Страны кленового листа – «Враг», «Мамочка» и «Звездная карта»), а также преобладание фильмов из программы Каннского фестиваля-2014 (пять наименований из каннского конкурса).

Одновременно с этим сам собой встал вопрос выбора из образовавшейся дюжины важнейшей премьеры года. И слишком долго над этим вопросом размышлять не пришлось. Фильмом года для «ФК» становится самая изощренная, некомфортная и вызывающе незрительская из картин, проникших в 2014-м на большой экран. Кино, которое при всей своей бескомпромиссности, порой отторгающей, шокирующей и в чем-то даже посягающей на сами основы искусства, остается художественным в самом высоком понимания этого слова. Это кино – «Трудно быть богом».

tbb2

«Трудно быть богом», режиссер Алексей Герман

Пророческий и безжалостный фильм Алексея Германа, без сомнения, сильнейший в приведенном ниже списке. Экранизация одной из ключевых книг братьев Стругацких, содержание которой (экранизации) гораздо шире и объемнее, нежели просто усталая и полная пессимизма фиксация вектора жизни современной России (как предположили многие западные критики) с ее все туже закручивающимися гайками и внутренней борьбой, выродившейся, по Герману, в «стрельбу из говнометов», устрашающе точно легла в парадигму сегодняшнего дня. И чем большей темнотой набухают краски мрачнеющей на глазах картины мира, чем страшнее выглядит ситуация, характеризуемая подъемом во весь рост насилия и мракобесия, тем отчетливее ощущается мощь фильма-завещания крупнейшего художника своей, уже ушедшей, эпохи.

Когда видишь, как средневековье в худших своих проявлениях начинает стучаться в двери и выламывать их, возвращаясь в наш век, в нашу жизнь, понимаешь, насколько верны были предчувствия Германа, насколько меткой и уместной оказалась выбранная им образность, с помощью которой он пытался передать дух времени. На мой взгляд, прибегающий к эзопову языку и сновидческой оптике «Трудно быть богом» куда более актуален, нежели более прямой в своем дискурсе звягинцевский «Левиафан», вокруг которого сейчас так много шума.

Герман, вероятно, с горечью взирает сейчас на все происходящее с той стороны, а нам остается надеяться, что посреди незаметно окружившей нас грязи и ужасов дегуманизации еще возможен свет. И за погружением в клоаку все-таки последует всплытие к этому свету.

Пусть скромное, но искреннее признание под знаком «ФК» станет еще одним из многочисленных оммажей Алексею Юрьевичу и его выдающемуся кинематографу.

tbb1

«Трудно быть богом», режиссер Алексей Герман

Фильмы месяца по версии «ФК»

Январь: «Разомкнутый круг» (The Broken Circle Breakdown) Феликс ван Грунинген
Февраль: «Трудно быть богом» Алексей Герман
Март: «Отель «Гранд Будапешт» (The Grand Budapest Hotel) Уэс Андерсон
Апрель: «Выживут только любовники» (Only Lovers Left Alive) Джим Дармуш
Май: «Венера в мехах» (La Vénus à la fourrure) Роман Полански
Июнь: «Враг» (The Enemy) Дени Вильнёв
Июль: «Теорема Зеро» (The Zero Theorem) Терри Гильям
Август: «Если я останусь» (If I Stay) Ар Джей Катлер
Сентябрь: «Ровер» (Rover) Дэвид Мишо
Октябрь: «Исчезнувшая» (Gone Girl) Дэвид Финчер
Ноябрь: «Мамочка» (Mommy) Ксавье Долан
Декабрь: «Звездная карта» (Maps to the Stars) Дэвид Кроненберг

Фильмы недели по версии Sight & Sound

Январь
«Исчезнувшее изображение» (L’image manquante) Рити Панх
«12 лет рабства» (12 Years a Slave) Стив Маккуин
«Волк с Уолл-стрит» (The Wolf of Wall Street) Мартин Скорсезе
«Внутри Льюина Дэвиса» (Inside Llewyn Davis) братья Коэн

wolf_wall_street

«Волк с Уолл-стрит», режиссер Мартин Скорсезе

Февраль
«Дневник Франции» (Journal de France) Клодин Нугаре, Раймон Депардон
«Чрезмерное упрощение ее красоты» (An Oversimplification Of Her Beauty) Теренс Нэнс
«Она» (Her) Спайк Джонз
«Незнакомец у озера» (L’inconnu du lac) Ален Гироди

her

«Она», режиссер Спайк Джонз

Март
«Отель «Гранд Будапешт» (The Grand Budapest Hotel) Уэс Андерсон
«Мы такие, какие есть» (We Are What We Are) Джим Микл
«Под кожей» («Побудь в моей шкуре», Under the Skin) Джонатан Глейзер
«От звонка до звонка» (Starred Up) Дэвид Маккензи
«В 20 футах от того, чтобы стать звездой» (20 Feet from Stardom) Морган Невилл

under-the-skin

«Побудь в моей шкуре», режиссер Джонатан Глейзер

Апрель
«Ной» (Noah) Даррен Аронофски
«Голгофа» (Calvary) Джон Майкл Макдона
«Мы – лучшие!» (Vi är bäst!/We are the Best!) Лукас Мудиссон
«Выставка» (Exhibition) Джоанна Хогг

noah

«Ной», режиссер Даррен Аронофски

Май
«Венера в мехах» (La Vénus à la fourrure)
Роман Полански «Катастрофа» (Blue Ruin) Джереми Сольнье
«Фрэнк» (Frank) Ленни Абрахамсон
«Прикосновение греха» (Tian zhu ding) Цзя Чжанкэ

A-Touch-of-Sin4

«Прикосновение греха», режиссер Цзя Чжанкэ

Июнь
«Станция «Фрутвейл» (Fruitvale Station) Райан Куглер
«Белль» (Belle) Амма Асанте
«Камилла Клодель 1915» (Camille Claudel 1915) Брюно Дюмон
«Холод в июле» (Cold in July) Джим Микл

camille_claudel_1915

«Камилла Клодель 1915», режиссер Брюно Дюмон

Июль
«Альцест на велосипеде» (Alceste à bicyclette) Филипп Ле Гюэ
«Отрочество» (Boyhood) Ричард Линклейтер
«Норте: Конец истории» (Norte, hangganan ng kasaysayan) Лав Диас
«Джо» (Joe) Дэвид Гордон Грин
«Стражи галактики» (Guardians of the Galaxy) Джеймс Ганн

boyhood

«Отрочество», режиссер Ричард Линклейтер

Август
«Ритмично напевая» (Lilting) Хонг Хау
«Волшебный футбол» (Metegol) Хуан Хосе Кампанелла
«Два дня, одна ночь» (Deux jours, une nuit) братья Дарденн
«Ночные движения» (Night Moves) Келли Райхардт

Deux-jours-une-nuit

«Два дня, одна ночь», режиссеры Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн

Сентябрь
«Фела» (Finding Fela) Алекс Гибни
«Гордость» (Pride) Мэтью Уоркус
«20 тысяч дней на Земле» (20,000 Days on Earth) Иен Форсайт, Джейн Поллард
«Ида» (Ida) Павел Павликовски
«Исчезнувшая» (Gone Girl) Дэвид Финчер

Ida

«Ида», режиссер Павел Павликовски

Октябрь
«71» (’71) Янн Деманж
«Бьорк: Biophilia Live» (Bjork Biophilia Live) Ник Фентон, Питер Стрикленд
«Книга жизни» (The Book of Life) Хорхе R. Гутьеррес
«Гражданин 4» (Citizenfour) Лаура Пойтрас

The-Book-of-Life

«Книга жизни», режиссер Хорхе Гутьеррес

Ноябрь
«Левиафан» Андрей Звягинцев
«Это и есть жизнь» (Life Itself) Стив Джеймс
«Зимняя спячка» (Kış uykusu) Нури Билге Джейлан
«Что касается насилия» (Concerning Violence) Ёран Ольссон

winter-sleep

«Зимняя спячка», режиссер Нури Билге Джейлан

Декабрь
«Великий мастер» (Yi dai zong shi) Вонг Карвай
«Манакамана» (Manakamana) Стефани Спрей, Пачо Велес

the-grandmaster

«Великий мастер», режиссер Вонг Карвай

блогпост №82

2 thoughts on “Выбор года: 2014

  1. Уведомление: Выбор месяца: февраль 2015 | Феноменология кино

  2. Уведомление: Выбор года: 2016 — Феноменология кино

Оставьте комментарий